вторник, 30 октября 2012 г.

С Лукашенко против всех

Фото: Коллаж PublicPost Автор статьи: Максим Швейц

Глава российского МИДа Сергей Лавров прилетел в Минск. И с ходу заступился за Белоруссию перед Европейским союзом. Россия выступает против политизации и применения "двойных стандартов" в области прав человека, заявил он: "Здесь существует немало перекосов, и мы будем продолжать искать подходы к решению возникающих проблем и не допускать (их) политизации". Новый начальник белорусского МИДа Владимир Макей ответил любезностью на любезность и тут же добавил: "Считаем, что здесь у нас большое поле для совместной деятельности".

А потом случилось и вовсе что-то невообразимое: Макей заговорил о возможном пересмотре вопроса о признании Абхазии и Южной Осетии. Белоруссия эти республики, несмотря на все усилия России, так и не признала и в моменты обострений белорусско-российских отношений всячески заигрывала с Саакашвили. Грузия вообще в Минске одно время считалась большим другом. А теперь вдруг, по словам Макея, "жизнь не стоит на месте", тема обсуждалась, и "мы будем анализировать ситуацию на постсоветском пространстве и примем решение по этому вопросу, исходя из наших национальных интересов".

А национальные интересы сегодня связаны с тем, что с Россией надо дружить. Только Россия может дать соседу кредит. Или купить одно из белорусских госпредприятий, чтобы правительство и дальше могло субсидировать убыточные отрасли экономики и поддерживать привычный для белорусов уровень жизни.

Еще недавно Лукашенко жаловался, что россияне не хотят платить за размещение своих ракетных баз. А теперь Лавров говорит, что союзники обсуждают различные оборонительные планы, в том числе противоракетную оборону.

Еще одно откровение, прозвучавшее на встрече министров иностранных дел, было такое: Белоруссия и Россия обсуждают единообразные методы регулирования Интернета. Как было сказано, в целях "развития евразийских интеграционных процессов". Белорусское правительство, как известно, регулярно отключает интернет-пользователей от социальных сетей и оппозиционных сайтов. Так происходет при любой вспышке социального напряжения и при любом подозрении на протестную активность. "В этой связи нас не может не настораживать стремление отдельных государств политизировать данный вопрос исключительно в угоду своим интересам. Наша позиция по этой проблематике принципиально не отличается от подходов российской стороны", — заявил Макей. Лавров не возражал.

Внезапное сближение с Россией происходит, что называется, на безрыбье. Президент Лукшенко уже больше года безуспешно пытается наладить диалог с Западом. До сих пор у него получалось жонглировать чувствами западных политиков: отношения Минска и Брюсселя обычно портились по окончании выборов, но всегда восстанавливались накануне другой политической кампании. Но после последних выборов в парламент безграничное, казалось бы, терпение Запада иссякло. 29 октября , например, МВФ отказал Белоруссии в получении очередного кредита. Мотивировка проста: страна так и не встала на путь рыночных реформ, а потому сотрудничество по программе stand by с ней сейчас невозможно. Собственно, именно возможный кредит от этой организации и был главной причиной заигрывания Белоруссии и Запада. Тут уж Батьке не остается ничего другого, кроме как на полном ходу вести страну в Таможенный союз.

Нужные для этого кадровые перестановки Лукашенко провел еще несколько месяцев назад. Известный "антизападник" Владимир Макей перешел с поста главы президентской администрации на должность руководителя белорусского МИДа. Соль в том, что этот новоявленный дипломат числится в списке невыездных белорусских политиков — за участие в репрессиях против оппозиции.

Одновременно поменялась и риторика в отношении России в государственных СМИ. Долгие годы на белорусском ТВ и в государственных газетах тщательно выстраивался образ богатого соседа  с правительством, которое обрекает своих людей на нищету. Еще зимой белорусские пропагандисты активно освещали "белоленточные" акции и рассказывали о росте протестных настроений в Москве. Теперь все не так. Зарубежные отделы белорусских телеканалов с упоением рассказывают о забастовках в Европе и разгоне демонстрантов в Греции, но в упор не видят ни Развозжаева, ни Удальцова, ни  "тяжелой жизни российских пенсионеров". Зато стали чаще показывать Путина. Особенно, когда он говорит про противоречия с Западом. Это попадает в эфир сразу. Так что Россия Белоруссии снова союзник. До тех пор пока Белоруссия не получит очередной щедрый кредит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий