понедельник, 29 октября 2012 г.

Стикер - оружие партизанской войны

Фото: Власкина Алла/PublicPost Автор статьи: Станислав Решетнев

Мастер-класс по массовому производству стикеров в околодомашних условиях завел корреспондентов PublicPost в поселок Ржавки недалеко от Москвы. Здесь, в условиях подполья, художники из группировки «Без Автора» живут и создают свои работы. Борцы с рекламой показали и рассказали, каким образом можно выпускать собственные стикеры тысячными тиражами практически без затрат.

Группа "Без Автора"  возникла примерно 10 лет назад, когда до России дошла с Запада волна антирекламного движения. Реклама искажает наше представление о вещах, заставляет употреблять и использовать те вещи, которые на самом деле не нужны" - говорят "БА"., "Поначалу мы даже делали таблички рядом с рекламными билбордами с надписями "Это Вам не нужно".

Идеология группы предполагает обезличивание авторов работ, поэтому нас попросили не фиксировать лица участников. Мы будем называть их БА1 и БА2, хотя, по их уверению, за многие годы через конвейер производства андеграундной продукции прошли сотни людей. Филиалы группы находятся в разных городах и включают переменное число участников. Для привлечения "соратников" стикеры и значки группы разбрасывают в людных местах.  Такой способ, как уверяет БА1, отлично работает.Так что число «безавторщиков» практически невозможно отследить.

Подпольная квартира в нескольких километрах к северу от Москвы мало похожа на место, где живут люди. Посреди комнаты располагается стол, на котором разбросаны стенсилы (заготовки для трафаретов), вырезанные заголовки из газет, коробки со значками, макеты. На кровати и на полу сложены расходные материалы. Мы собираем балончики с аэрозольной краской, складываем около 40 имеющихся в наличии макетов, берём с собой нарезанную полосками термобумагу для стикеров и направляемся в сторону садовых участков, где находится заброшенная птицефабрика. По пути участники «Без Автора» рассказывают нам о движении.

БА1: «Наш логотип – буквы «Б» и «А». Расшифровываются как «Без Автора». С другой стороны, это тега (фирменная подпись уличного художника, - прим. ред.), которую мы предлагаем как безавторскую тегу. Плюс, мы говорим, что эта тега антирекламная, то есть такая, которую мы предлагаем наносить на рекламу в рамках движения. Все, что мы делаем в течение ряда лет, через этот процесс проходило сотни человек. Нам звонят и говорят: «Вы что-то делаете, давайте и мы поучаствуем». Мы не считаем эту деятельность какой-то серьезной. Еще лет 7 назад мы занимались участием в митингах, состояли в левых организациях, но те митинги были малочисленными. Потом стали вырубать Химкинский лес, потом стали рубить лес у нас, мы зашиповали (вбили гвозди в стволы деревьев, чтобы помешать их вырубке, - прим. ред.) несколько гектар леса, чтобы его было труднее валить. Потом началось разочарование. Но когда начались многочисленными митинги, мы поняли, что наша деятельность отозвалась в сердцах людей»

Для «БА» важно, чтобы расходные материалы были либо бесплатными, либо почти бесплатными. Поэтому их предпочитают доставать через друзей. Кто-то работает на складе и может принести с работы стикеры для пометки продукции, кто-то в автосервисе и передаст краску, кто-то в типографии, где можно достать картон и пленку. Для реализации сегодняшней идеи в запасе мы имеем следующее:

1. Термостикеры. Их можно взять на предприятиях, связанных с торговлей. Более дорогой способ – стикерная бумага для принтера (продается в листах).

2. Краска в балончиках. Подойдет и самая дешевая. Стартовая цена: 70 рублей.

3. Трафареты. Их вырезают [ссылка на мастер-класс Полины и Александра] по макетам из интернета (подборки есть, например, здесь: Стенсил.нет, Трафарет-сайт, Free stencils).

4. Пленка для ламинирования (приблизительно 50 рублей за лист А3 в канцелярском магазине). Художники из "БА" с успехом используют рентгеновские снимки, чтобы не тратиться.

5. Ватман или обычная бумага для того, чтобы не испачкать соседние рисунки.

6. Респираторы. 

Мы пробираемся про проселочной дороге к корпусам бывшей птицефабрики. Здесь огромные площади и есть крыша над головой - отличные условия для уличного художника. Мы проходим через коридор, под ногами хрустит стекло, а сквозь окна гудит ветер. БА1 показывает в сторону одного из окон, за которым мирно покачиваются высохшие стволы борщевика. Там располагается институт стандартизации России (РосСтандарт). В проеме окна -  полусгнившие куриные кости, оставшиеся со времен фабрики. В этой обстановке мы раскладываем по полу наш картон, ленты со стикерами и трафареты.

Помещение хорошо проветриваемое и позволяет выдержать запах краски, места достаточно, чтобы обработать сотни стикеров сразу. Расчет на массовость производства – из одного балончика закрашиваются сразу десятки стикеров.

БА1: «Мы сделаем этот тираж, чтобы люди сами разобрали и расклеили. Потому что самая трудоемкая часть – это вырезание. Вторая по трудоемкости – нанесение картинок. А третья – ходить бомбить (так графитисты называют вылазки на улицы для размещения своих работ, - прим. ред.). Проще раздавать людям, которые донесут их до рекламных поверхностей».

Первый этап, подготовительный. Изготовление трафаретов

"Без Автора" не ставят своей задачей сделать что-то новое, они множат работы, которые доступны в интернете. Есть подборки уже адаптированных картинок, из которых можно выбрать работы на любую тематику. Они печатаются и вырезаются на ламинатной пленке.

Второй этап. Нанесение основного рисунка

После того, как все трафареты наложены на стикеры, краска равномерно наносится на те трафареты, которые соответствуют выбранному цвету. В зависимости от типа балончика и колпачка (графитчики его называют "кэп") его необходимо держать на разном удалении от поверхности. Кэп может рассеивать или же выдавать краску узкой струей. Лучше всего заранее попробовать кучность струи на нейтральной поверхности.

Третий этап. Нанесение дополнительных надписей

Надписи можно варьировать и комбинировать. Четких вариантов нет – все по настроению. Надписи позволяют придать какой-то особый смысл рисунку, зачастую полностью поменять его. Зачастую подбираются такие трафареты, чтобы в них содержалась незакрашенная область, например, табличка в руках у абстрактного человека. В этом случае можно доносить практически любую мысль.

Для разнообразия можно использовать фоны. Интересно, когда сочетаются несколько цветов спокойной тональности. Так же можно накладывать куски ватмана – получаются рассеивания и углы.

Высыхающие стикерные ленты развешиваются на натянутую проволоку. В принципе, это импровизация. Можно очистить пол и расположить все на нем.

Трафареты тоже нужно высушивать, чтобы они не пачкались и не слипались. Хорошо высушенный трафарет можно использовать многие десятки раз.

Группировка "Без Автора" планирует подготовить для нашей выставки стрит-арта порядка двух тысяч стикеров для раздачи. Каждый из них будет индивидуален, ведь это ручная работа. Поэтому у посетителей будет возможность взять их на память или разместить в подходящем месте города. Также "БА" собираются изготовить аналогичным подпольным способом ящик значков со своей символикой и брошюры с историей антирекламного движения. Всё это можно будет получить во время проведения выставки у стенда "Без Автора".

БА1: «В этом году в Петербурге делали 600 наклеек и сами расклеили. Было много экспериментирований в Петербурге в этом году. Вплоть до того, что я устроился расклейщиком объявлений об отелях в самом центре – Невский проспект, Московский, Витебский вокзал. Мне за это платили деньги, но я осваивал эту технологию, когда тебе дают телескопический валик, клей и возможность клеить средь бела дня. Рядом стоит милиция, кто-то трафареты делает, кто-то ещё расклеивает объявления. А ты делаешь по 100 плакатов часа за два, причем, на такой высоте, что их никто не сдерет. А потом мы наделали плакаты «Свободу Pussy Riot», но не успели все расклеить. Нас взяли менты, пришлось выкинуть плакаты под машину, а для ментов осталась обычная реклама и они нас отпустили без всякого протокола»

Фото: Власкина Алла/PublicPost

Комментариев нет:

Отправить комментарий