среда, 12 декабря 2012 г.

Станет ли Сирия Ливией

Фото: Reuters Текст: Алиса Иваницкая

В интервью американскому телеканалу ABC президент США Барак Обама заявил о признании США сирийской оппозиции в качестве легитимного представителя сирийского народа.

"Мы пришли к выводу, что сирийская оппозиция достаточно объединена, в полной мере выражает взгляды сирийского народа и представляет его, так что мы считаем ее легитимным представителем сирийского народа", — ответил Обама на вопрос ведущей о том, получит ли сирийская оппозиция признание США. В то же время президент отметил, что среди оппозиции есть "силы, аффилированные с "Аль-Каидой" в Ираке", которые США признает террористическими и не собирается оказывать им поддержку.

Легитимность сирийской оппозиции признали сегодня также участники конференции групп "друзей Сирии" в Марокко — съезда министров иностранных дел более 124 стран. Россия в конференции участия не принимала.

Ранее сирийская оппозиция, объявившая о своем объединении в Национальную коалицию сирийской оппозиции и революционных сил под предводительством бывшего суннитского иммама Муаза аль-Хатиба 11 ноября в столице Катара Дохе, была признана Евросоюзом, Турцией, Катаром и Саудовской Аравией.

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский и главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов рассказали PublicPost о том, что дает оппозиции признание и стоит ли ждать вторжения международных войск в Сирию.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике"

Признание оппозиции США было ожидаемым. Хотя в целом США относятся к сирийской оппозиции двойственно: они видят, что там доминируют совсем не те политики и силы, которые им бы хотелось видеть в качестве лидеров будущей Сирии. Количество исламистов возрастает. Но признание оппозиции в качестве легитимного представителя сирийского народа действительно дает возможность в дальнейшем признать оппозицию в качестве единственного законного правительства, как это было в Ливии.

— Стоит ли ожидать вторжения международных сил в Сирию, как это было в Ливии?

Признание — это усиление давления на Асада. Но я думаю, что дальнейший сценарий пока не ясен и, скорее всего, неизвестен даже самим участникам.

— Будут ли расширены поставки оружия оппозиции?

Несмотря на призывы в арабском мире и внутри США расширить поставки оружия сирийской оппозиции, Вашингтон до сих пор не решался этого сделать, опасаясь того, что потом это оружие будет использовано против американских интересов. В принципе, для расширения поставок формальных признаний не нужно. Но, возможно, сейчас поставки увеличатся, потому что есть желание разрешить тупиковую ситуацию, которая тянется уже много месяцев, когда ни та, ни другая сторона не может победить. Вторгаться по ливийской модели никто не хочет, а для того, чтобы оппозиция справилась сама, ей разными способами будут увеличивать снабжение.

Телеканал ABC всерьез рассуждает о том, возможно ли применение Асадом химического оружия против оппозиции. Как известно, поводом вторжения в Ирак послужила как раз угроза применения оружия массового уничтожения Саддамом Хусейном, хотя потом выяснилось, что никакого оружия у него не было. 

Здесь пока такой ситуации нет, но есть желание иметь повод в запасе. Будет ли он использован или нет, пока не ясно. Башар Асад не сумасшедший. Он прекрасно понимает, что применение или даже подготовка к применению химического оружия, если это действительно будет происходить, а не будет пропагандой, — это повод к вторжению без всяких разговоров, даже санкции Совбеза спрашивать никто не будет. Сомнительно, что он к этому готовится. Мне кажется, это пропагандистская кампания.

Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока

Обама принял решение о завершении действия режима Башара аль-Асада. Со своими партнерами по свержению режима будет эту идею продвигать. Но есть некоторые теории, которые реализуют госдепартамент и президенты, а есть некая практика, которая показывает, что тот, кто живет и работает в стране в качестве президента, тот им и является. На сегодняшний день государство в Сирии возглавляет президент Асад вне зависимости от того, что по этому поводу думает президент Обама.

— Стоит ли ожидать расширения поставок оружия сирийской оппозиции?

Признание и делается для того, чтобы действия по свержению режима Асада были не вмешательством в дела суверенного государства, агрессией и интервенцией, а защитой прав законного правительства, которое свергает диктатуру.

— Какова вероятность вторжения?

Эта идея прорабатывается, и, тем не менее, ее реализация сомнительна. Война — это очень дорого. Успехи оппозиции, называть ее можно как угодно, можно террористами, весьма условны. Попытка продемонстрировать, что они едины, мало кого обманывает. Эти люди не в состоянии без внешней поддержки вести эффективную партизанскую войну, как, впрочем, и в Ливии. Они не в состоянии закрепиться на окраине какого-нибудь крупного города, и тем более этот город захватить. Они не в состоянии захватить военную базу в условиях наличия у Сирии серьезной и не разбегающейся, как было в Ираке, армии. Кроме того, значительная часть населения, как минимум половина, а может, и больше, поддерживает режим. Любая же внешняя агрессия столкнется с очень серьезным сопротивлением. Разумеется, это сопротивление может быть подавлено, но с большими потерями. Пойдет ли Обама — сомневаюсь. Пойдет ли на это кто-то еще? В НАТО это особенно никому не нужно, кроме Турции, которая стремится продемонстрировать свое влияние в регионе. Но у Турции тогда обострится внутренняя проблема курдов. Эрдоган (Реджеп Тайип Эрдоган — премьер-министр Турции, прим. ред.) это понимает: одно дело — прикрывать террористические группировки, воюющие с Асадом, на своей границе, а вести с ним полномасштабную войну — совсем другое. Скорее всего, будут попытки установить бесполетную зону, но не над всей Сирией, а над границами, чтобы совсем не разбомбили боевиков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий