четверг, 13 декабря 2012 г.

Как делили Кандинского

Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Мила Дубровина

В московском кинотеатре "Ударник" вручили самую значительную российскую премию в области современного искусства — премию Кандинского. Главную награду поделили между двумя номинантами — Григорием Брускиным и группой AES+F. PublicPost наблюдал за награждением.

Организаторы премии Кандинского предупреждали, что в этом году количество номинаций сократится и вручать статуэтку и ее денежный эквивалент будут только двоим. Победитель в номинации "Проект года" получает 40 тысяч евро, а в номинации "Молодой художник. Проект года" — в четыре раза меньше, 10 тысяч. Также в этом году увеличили возраст "молодых художников" — до 35 лет.

Церемония награждения началась с выступления группы "Мумий Тролль". Под кадры самых запоминающихся арт-событий этого года Илья Лагутенко пел "Тебя вставляет, ты вставляешься".


Фото: Вероника Комарова/PublicPost

Промелькнуло несколько кадров и с участием группы Pussy Riot — ее на премию Кандинского выдвигали, но в лонг-лист так и не включили. После этого решения некоторые художники даже покинули премию (сначала об этом заявили Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин из группы Electroboutique, затем фотограф Игорь Мухин и некоторые участники группового проекта "Плэнер"). Эти несколько кадров за спиной Ильи Лагутенко и были единственным упоминанием Pussy Riot на церемонии.

Галерист и искусствовед Марат Гельман считает, что невыдвижение Pussy Riot можно объяснить чем угодно — буржуазностью организаторов, например, но только не цензурой: "В прошлый раз, когда "Войну" (арт-группа "Война", участницы которой создали Pussy Riot — PublicPost) снимали, позвонили из Министерства культуры, сказали убрать — вот это цензура".

После шоу-бизнеса слово предоставили искусству. От имени искусства говорил Александр Меламид — один из создателей соц-арта, живущий ныне в Нью-Йорке. Он говорил, что искусство не имеет смысла, а выбирать наилучшего из художников совсем бессмысленно: "Нужно собрать имена, перемешать и попросить невинную девочку трех лет вытащить одно — так будет правильно". Однако номинантов он все-таки поздравил, перейдя на латынь: "Vita longa, ars brevis". Из крылатой латинской фразы "Ars longa, vita brevis" (жизнь коротка, искусство длинно) он сделал каламбур.

Затем вручали премию в первой номинации — "Молодой художник. Проект года". Лауреатом стал Дмитрий Венков с "Безумными подражателями". "Безумные подражатели" — это 30-минутный фильм, рассказывающий о вымышленном сообществе людей, живущих в районе МКАДа сбором мусора и практикующих карго-культ.

Вручение главной номинации — "Проект года" — стало неожиданностью. Организаторы решили присудить награду сразу двоим номинантам — Григорию Брускину за скульптурный проект "Время Ч" и группе AES+F за проект "Священная аллегория". Вообще Брускин и участники группы AES+F — художники, что называется, взрослые, заслуженные и востребованные. Они представляют искусство если не коммерческое, то хорошо оплачиваемое, таким обычно вручают премии "за вклад". При этом молодому художнику Аслану Гайсумову, создателю одной из самых сильных работ в лонг-листе, не досталось ничего — даже отдельного упоминания.

Марат Гельман таким выбором жюри был тоже, мягко говоря, удивлен, но он больше переживал за художника Аладдина Гарунова:

"Я разочарован. Если из трех человек два победителя, это означает, что один проигравший. Получается, сегодня ни Брускин не выиграл, ни AES+F не выиграли, а Гарунов проиграл. Очень странная ситуация. Скорее всего, было два члена жюри, у которых были жесткие противоположные взгляды, нашла коса на камень. Обычно члены жюри голосуют, а потом кто-то выступает с особым мнением, а тут, выходит, обидели Гарунова. Если бы я делал выбор, то сейчас уже я бы выбрал Гарунова, хотя я люблю и Брускина, и AES+F — их работы у меня в коллекции есть, а Гарунова как раз нет. Ну вы же понимаете, что в России премии — это лотерея. У нас сколько литературных премий, а Пелевин ни одной не получил (Пелевин получил "Нацбест" в 2004 году и "Малый букер" в 93-м — PublicPost)".

Победитель Брускин говорил долго, призывал художников и критиков к взаимной толерантности, а всех вообще — жить дружно. Он вспоминал, что в советское время был очень популярен образ врага, который теперь тоже есть, изменилось только его содержание. По Брускину во враги сегодня записывают американцев, чеченцев, олигархов, оранжевых революционеров и врагов церкви. Конечно же, он вспомнил, что недавно по доносу чуть не признали экстремистским Эрмитаж.

Получили слово и участники группы AES+F. Несмотря на то, что все они успешные и дорогие художники, а Владимир Фридкес — модный фэшн-фотограф и даже делал обложку VOGUE, AES+F сказали, что потрясены и поражены: "Мы привыкли быть лузерами, и это воистину соломоново решение. Ну вы помните, что такое соломоново решение — это когда ребенка нельзя разорвать пополам, ну, расчленить". Затем, так до конца и не определившись, как же точнее передать суть библейского фразеологизма, участники группы AES+F стали принимать поздравления.

Закончилось вручение самой большой российской премии в области современного искусства выступлением Петра Мамонова, который в расшитом пайетками синем костюме спел "Я и аэробус любви".

Комментариев нет:

Отправить комментарий