четверг, 13 декабря 2012 г.

Что для нас значит ГЛОНАСС?

Фото: Коллаж PublicPost Текст: Анна Айвазян

Утром 13 декабря в прессе появилось письмо главы Росавиации Александра Нерадько. Суть послания, адресованного правительству, была истолкована как признание неэффективности ГЛОНАСС, российской навигационной системы. Вскоре последовало опровержение от официальных лиц Росавиации. Но получилось как в том анекдоте: ложки нашлись, а осадок остался. 

Советская стратегия: история ГЛОНАСС

«ГЛОНАСС -  предмет геополитического влияния», - говорит  Михаил Фадеев, независимый эксперт рынка мобильных технологий. Проект создавался еще в советские времена. Первый спутник был выведен на орбиту еще в 1982 г. В 90-ые годы из-за недостатка финансирования  система была заморожена, оборудование вышло из строяВ начале нулевых проект решили реанимировать. К 2011 г. спутники  ГЛОНАСС были полностью восстановлены. «Это дает нам право чувствовать себя в определенной степени независимо. Проект важен стратегически, потому что услугами ГЛОНАСС могут пользоваться как гражданские потребители, так и военные в том числе. Насколько я знаю, ГЛОНАСС внедряется в вооруженные силы России», - рассказал нам Алексей Кузнецов, глава пресс-центра «Роскосмоса».

Темные времена ГЛОНАСС

Черная полоса у ГЛОНАСС началась уже давно. Еще в декабре 2010 г. исчезли три спутника, которые, как потом оказалось, упали в Тихий океан в 1,5 тыс. км. от Гонолулу. Пропажа навигационных спутников не повлияла на развитие проекта. Но, как известно, беда не приходит одна. В ноябре 2012 г. «Российские космические системы» оказались в центре серьезного коррупционного скандала: 6, 5 млрд., предназначенных для разработки системы ГЛОНАСС, практически как те три спутника, пропали в недрах «Роскосмоса». Сразу же был уволен генеральный конструктор Юрий Урличич.  Расследование о хищении продолжается до сих пор, о чем регулярно сообщает министр внутренних дел Владимир Колокольцев.

ГЛОНАСС снова  вспомнили недобрым словом после публикации в газете «Известия» письма главы Росавиации Александра Нерадько. Уже через несколько часов после того, как в прессе поднялся шум, пресс- центр Росавиации поспешил выступить с опровержением. Представитель пресс-службы Росавиации Сергей Извольский в разговоре с PublicPost подчеркнул, что письма, в котором говорились бы о неэффективности ГЛОНАСС, не существует. Действительно, глава Росавиации Нерадько «пишет о том, что есть некоторые технические проблемы, которые  успешно сейчас решаются». Но несмотря на злые слухи «система будет внедрена».
При этом отечественный ГЛОНАСС, если и внедрен, то чаще всего работает вместе с американским GPS. Возникает закономерный вопрос: Зачем нам вообще нужен ГЛОНАСС?

Американская угроза

ГЛОНАСС – один из самых дорогостоящих современных российских проектов. С 2012 г. по 2020 г. на развитие проекта выделено 320 млрд руб. из бюджета страны. Кроме всего прочего, это еще и важный имиджевый проект для страны. По  мнению Михаила Фадеева, политическая составляющая проекта чрезвычайно велика: «В современной экономике спутниковая навигация – это как система электроснабжения, как интернет. Представьте, что вся система электроснабжения управляется одной кнопкой, которая находится в Вашингтоне. Кнопка нажимается, вся страна остается без электричества. Начнется коллапс. ГЛОНАСС ничем не уступает GPS, все то же самое. С политической точки зрения это просто дублирование». В качестве примера потенциальной угрозы со стороны США он приводит эпизод войны в Южной Осетии в 2008 г., когда  «американцы кнопки понажали, гражданский сигнал GPS отключили, весь Северный Кавказ остался без навигации».

Технология на экспорт

ГЛОНАСС – это еще и проект на экспорт.  «В мире не только нам нужен ГЛОНАСС, есть огромное количество стран, которые также боятся попасть в эту технологическую зависимость от Штатов», - считает Фадеев.

Европейский проект Galileo, по его мнению, еще 10 лет будет разрабатываться.«Европейцам это не нужно, это реально очень дорого– десятки миллиардов долларов», - подчеркивает эксперт. Европе это не нужно, по его мнению, еще и потому что, «Европа – это та же Америка, они всегда будут друзьями». А вот России стоит опасаться: угроза актуальна всегда. Актуальна она и для таких стран, как Иран, Индия, Бразилия, и Россия вполне может экспортировать свою технологию за рубеж. «Попытки экспортировать ГЛОНАСС делались, но все это делается под эгидой государства и достаточно плохо», - констатирует Фадеев.

Аппаратные чистки

«То, что в ГЛОНАССе много всего неблагополучно, было понятно еще давно. Полноценного внедрения ГЛОНАСС в систему управления транспортом не было. ГЛОНАСС во многих случаях ставился формально. Сейчас неожиданно у нас сверху пришел такой вектор –  мы будем чистить всех, кто занимается внедрением ГЛОНАСС в госструктуры. Люди сейчас начнут в это дело включаться и рапортовать, что у нас тоже обнаружено нецелевое применение. Пошла очередная массовая истерия», - рассказывает эксперт. Однако сразу же добавляет: «истерия схлынет, очередное количество виноватых определят и все пойдет так, как оно было».

Комментариев нет:

Отправить комментарий