понедельник, 19 ноября 2012 г.

Теракт в Беслане: Европейский суд наткнулся на медлительность России

Фото: Reuters Текст: Закир Магомедов

Российские власти умышленно затягивают ответ Европейскому суду по бесланскому теракту, заявляют пострадавшие. Они собираются отправить в суд заявление о привлечении России к ответственности за срыв процесса.

Родственники погибших при захвате школы №1 в Беслане обратились в Европейский суд по правам человека в 2007 году. Всего поступило 447 жалоб, но только семь из них были приняты к рассмотрению и объединены в одно дело — "Тагаева и другие против России". Заявители в жалобах требуют провести расследование по всем обстоятельствам теракта и, самое главное, выяснить, кто был виновен в гибели большого количества заложников. В бесланском теракте 1 сентября 2004 года погибло 334 человека (включая 10 бойцов Центра спецназначения ФСБ).

Европейский суд 10 апреля 2012 года коммуницировал России семь жалоб на нарушения государством права на жизнь и права на эффективные средства правовой защиты в связи с действиями и бездействием властей до, во время и после захвата заложников в школе.

Это означает, что суд направил информацию о жалобах стране-ответчику, а Россия должна в ответ высказать свое мнение по данному вопросу, пояснил PublicPost представитель потерпевших Сергей Князькин.

"Суд задал сторонам разбирательства ряд вопросов, ответы на которые позволят рассмотреть жалобы на предмет приемлемости и по существу, а также потребовал от России представить копии материалов дела, имеющихся в распоряжении следователей", — рассказал Князькин и добавил, что данная процедура довольно длительная. По его словам, на коммуницирование сторон уходит минимум от шести месяцев, т. к. необходимо рассмотреть вопрос в секретариате суда, известить стороны и получить ответы. Письма из Евросуда идут до адресатов, в данном случае — России и семерых судей ЕС — почти месяц, ответчику на рассмотрение дается до двух месяцев, плюс к этому обратные письма тоже идут минимум месяц.

В дополнение к этому власти России уже начинают тормозить дело, говорит Князькин: "Уполномоченный России при Европейском суде Георгий Матюшкин, выступающий от имени властей страны по данному делу, направил в суд письмо, в котором просит рассмотреть дело в Большой палате Европейского суда. Процесс коммуникации длительный, а его рассмотрение в Большой палате, где вместо семи судей дело рассматривают 17, еще дольше затягивает данное дело. Поэтому на днях мы направим в суд жалобу о попытках России умышленно затянуть процесс".

Российские власти виноваты в гибели большого количества заложников, уверена сопредседатель организации "Голос Беслана" Элла Кесаева: "В этом теракте погибло два моих племянника, чудом выжила дочь. Выживших было бы намного больше, если бы правоохранители провели операцию не с чрезмерным применением силы. По спортзалу, где находились заложники, стреляли из танков, огнеметами, гранатометами. Военные же знали, что у окон и проходов в спортзале террористы расставили детей. Во время пожара в школе погибли 116 человек. Пожар этот начали тушить спустя два с половиной часа после возгорания".

Власти замели следы теракта, говорит Кесаева: "Спустя 11 часов после теракта следы преступления стали заметать. Используя трактора, они просто смели многие доказательства в овраг. Из-за того, что территория была зачищена, не было возможности провести экспертизы — откуда пули летели, от чьих пуль погибли дети".

Пострадавшие надеются на объективное расследование, сказала PublicPost руководитель организации "Матери Беслана" Сусанна Дудиева: "Восемь лет прошло уже с момента трагедии, а виновные не названы. За эти годы мы прошли 128 судов в России. И все без толку. Мы хотим через Европейский суд доказать вину государства. Официальное расследование было проведено с целью скрыть ошибки военных чиновников".

Россия будет специально искать поводы для затягивания дела, уверена Дудиева: "Высокопоставленные чиновники из силовых структур знают, что они грубейшим образом нарушили права граждан, а Европейский суд это выявит. Поэтому с их подачи дело тянется, т. к. более поздняя огласка их вины менее губительна для них".

Президент страны своими действиями покрывает этих чиновников, говорит Дудиева: "Когда в 2005 году пострадавшие встретились с Владимиром Путиным, ему мы сказали, что многие погибли из-за преступных действий военных. У него же в отчете были другие данные. Он обещал, что все перепроверят. Но кого он отправил для этой цели? Замгенпрокурора РФ Владимира Колесникова, который и подготовил Путину тот отчет. Путин-то говорил, что он в ответе за все, что происходит в государстве, но он про действия правоохранителей при теракте в Беслане сказал, что другого выхода не было. Я сама видела, как из танков стреляли по окнам, где стояли дети, а потом Путин говорит, что другого выхода не было".

PublicPost пока не удалось связаться с Георгием Матюшкиным, уполномоченным России при Европейском суде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий