пятница, 16 ноября 2012 г.

Конгресс США голосует за "закон Магнитского"

Фото: Наташа Мозговая. Свидетели: Фатима Тлисова (русская служба "Голоса Америки"), Татьяна Локшина ("Human Rights Watch"), инвестор Билл Браудер, Текст: Наталья Мозговая

Сегодня, в день третьей годовщины со дня смерти Сергея Магнитского, нижняя палата американского конгресса проголосует по поводу отмены поправки Джексона — Вэника для России. Одновременно конгресс должен будет принять "закон Магнитского", который ограничивает въезд в США российским чиновникам, причастным к гибели юриста Hermitage capital.

Накануне голосования, в четверг, комиссия конгресса США по правам человека имени Тома Лантоса еще раз подвергла жесткой критике Россию. Инициатор законопроекта Магнитского, сенатор Бен Кардин, выступил на сей раз в роли свидетеля и говорил о России, как "о самом большом разочаровании последних 20 лет" в сфере соблюдения гражданских прав. "Россия — критически важная страна на международной арене, но во всем, что касается соблюдения гражданских прав, возможности высказывать свое мнение, свободы собраний, возможности оппозиции быть эффективным голосом, возможности журналистов объективно доносить информацию, не подвергая себя риску — во всем этом мы наблюдаем в России отход назад", — негодовал сенатор Кардин.

Перед членами комиссии (из конгрессменов, к слову, явились лишь два — Джеймс МакГоверн и Кит Эллисон, который был первым мусульманином в Конгрессе США) выступили четверо свидетелей: Фатима Тлисова из русской службы "Голоса Америки", Татьяна Локшина из "Human Rights Watch", Сюзан Корк, директор программ Евразии "Фридом Хаус", и инвестор Билл Браудер, бывший работодатель Сергея Магнитского.

Татьяна Локшина обратила внимание законодателей на "закручивание гаек" с момента инаугурации Владимира Путина, заметила что "закон Магнитского", который важен сам по себе, — не единственный механизм, который существует у конгресса, чтобы влиять на то, что происходит в России. "В первую очередь важно дать понять российскому партнеру, что то, что мы наблюдаем в последние месяцы — с момента возвращения Путина в президентское кресло — неприемлемо, это ненормальная ситуация. И если Россия хочет быть вхожей во всевозможные международные джентльменские клубы, она должна изменить свою политику в сфере прав человека. Она должна соблюдать базовые свободы, и такой закон недопустим, равно как недопустим и закон о некоммерческих организациях, согласно которому предполагается, что те из них, которые пытаются повлиять на политику и получают хоть 5 процентов своего финансирования из-за границы, должны регистрироваться, как иностранные агенты — то есть, если уж так по-русски сказать, иностранные шпионы", — говорила Локшина.

Сюзан Корк полагает, что первостепенная задача закона — добиться справедливости в деле Магнитского хотя бы посмертно. "Он погиб, и это первый маленький шажок. Но это важный сигнал, что те, кто нарушает права человека, не смогут посещать США или хранить здесь свои активы. При этом закон не антироссийский и не является вмешательством в их внутреннюю политику — он всего лишь не позволяет нарушителям прав человека покинуть Россию", — сказала Корк.

В то же время, сенатор Бен Кардин настаивает на "универсальной" версии закона, чтобы он не упирался исключительно в Россию. "Когда была принята поправка Джексона-Вэника, было абсолютно очевидно, что толчком послужила ситуация с иммиграцией в Советском Союзе, но закон им не ограничивался", - говорит Кардин.

После заседания Билл Браудер поделился с  PublicPost своим мнением по поводу возможных последствий закона.

"Вот я только что прочитал в российском "Нью Таймс", что Дмитрию Комнову, бывшему начальнику Бутырского СИЗО, который сыграл центральную роль в отказе в медицинской помощи Сергею, когда он был болен и умирал, сказали, что он может получить американскую визу. Я надеюсь, что когда Закон Магнитского будет принят, такие люди больше не смогут посетить США", - рассказал PublicPost Билл Браудер. "Это очень важный момент - не только для США, но и для создания прецедента во всем мире. Все ждали того, чтобы первая страна приняла санкции по делу Магнитского. Если как минимум нижняя палата конгресса США проголосует за закон, это может стать катализатором для подобных шагов по всей Европе, в Канаде и прочих местах,"- убежден Билл Браудер.

По словам Браудера, закон будет "крайне сильным", если "список Магнитского" будет открытым. "У Администрации (Обамы) есть возможность опустить некоторые имена нарушителей прав человека, и мы посмотрим, используют они это право или нет. Если нет - это будет очень сильный закон",- говорит Брайер. Тот факт, что конгрессмены решили увязать отмену поправки Джексона-Вэника с принятием "Закона Магнитского", практически лишает возможности администрацию США заветировать закон. "Если Обама заблокирует "закон Магнитского" - ему придется заблокировать и отмену поправки Джексона-Вэника - а это будет крайне непопулярным шагом в глазах деловой общественности," - говорит Билл Браудер.

Режим Путина, по его словам, будет крайне недоволен - и не без причины. "Они переживают не только по поводу тех 60 человек, включенных в "список Магнитского". Это прецедент, и в тот момент, когда деньги нарушителей прав человека заморожены и они теряют визы - это создает для них атмосферу неопределенности, в которой они и должны по праву жить, зная, что серьезные нарушения прав человека имеют последствия".

Комментариев нет:

Отправить комментарий