понедельник, 12 ноября 2012 г.

Прививка от кайфа

Фото: The Courier-Mail Текст: Роман Фишман

Ученые смогли научить иммунную систему атаковать молекулы наркотического вещества: на "привитых" от него крыс наркотик не действует.

"Мощный, как "Белаз", и едкий, как селитра" — метамфетамин является одним из самых популярных сильных наркотиков в мире. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, его потребляют около 25 миллионов человек. В некоторых регионах (например, в Калифорнии) "метамфетаминщики" являются самыми частыми пациентами антинаркотических программ. О метамфетамине снимают сериалы. От него умирают — хроническое потребление приводит к неврозам, психозам, тромбозу вен.

С этой проблемой можно и нужно бороться. Часто для этого предлагается просто ловить наркоманов, сажать под замок, на военный режим, и бить за малейшую провинность, покуда те не "исправятся". Однако официальная медицина в лице Всемирной организации здравоохранения признает наркоманию не пороком, а заболеванием (категории расстройств с F11.0 по F14.9 в 10-й редакции Международной классификации болезней, куда, кстати, входят злоупотребление табаком, алкоголем и кофеином). Поэтому для решения этой проблемы во многих странах применяют не столько полицейские, сколько медицинские и социальные подходы.

К примеру, в Институте Скриппса исследователи уже приступили к испытаниям вакцины против метамфетамина. На первый взгляд, вещи это несовместимые: вакцина изготовляется из убитых или ослабленных патогенных микроорганизмов и стимулирует иммунную систему на выработку ответа, антител, которые будут наготове при встрече с реально опасным "диким" микробом. Молекулы наркотиков слишком малы для того, чтобы возбуждать такой ответ. Они свободно путешествуют в крови и проникают прямо в мозг, где и делают свое сомнительное дело.

Эту сложность ученые изящно обошли: они просто присоединили молекулу, чрезвычайно близкую по структуре к метамфетамину, к более крупной молекуле-носителю. Такой объемной конструкции уже достаточно для того, чтобы иммунные клетки ее обнаружили и выработали антитела, способные связывать опасное вещество. Теперь, если в кровь привитому человеку попадет настоящий наркотик, его молекулы будут быстро нейтрализованы и даже не успеют добраться до мозга. Можно обнюхаться и обколоться — кайф не придет, а значит не разовьются и все неприятные последствия.

Испытания вакцины под рабочим названием М6 пока проводятся лишь на лабораторных животных. Тесты на крысах продемонстрировали, что после М6 грызуны, получив дозу наркотика, не демонстрируют характерных признаков опьянения метамфетамином, таких как повышенная физическая активность и нарушение терморегуляции.

Между прочим, аналогичная работа ведется и с наркотиками другой химической природы и иного физиологического действия. В том же Институте Скриппса создана вакцина от героина, а в Австралии работают над вакциной широкого действия против наркотиков опиодного ряда, включая героин и морфин. Сложнее всего пока что дело обстоит с никотином: для того, чтобы организм начал вырабатывать антитела против него, пока что приходится использовать сложные методы генной инженерии. Впрочем, сомнений нет: в будущем слезть с иглы будет так же легко, как сесть на нее. Ну а до тех пор всем стоит быть по-прежнему осторожными и не играть в опасные игры с собственным мозгом и собственной жизнью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий