четверг, 1 ноября 2012 г.

Как судья Распопов судил Платона Лебедева

Фото: ИТАР-ТАСС Автор статьи: Мария Эйсмонт

Судья Вельского районного суда с 18-летним стажем Николай Распопов, печально прославившийся после отказа освободить Лебедева по УДО за потерянные штаны, невежливое приветствие и непризнание вины, сегодня снизил экс-главе Менатепа срок заключения до 10 лет. Если решение не будет обжаловано прокуратурой (защита на этот раз обжаловать его не собираются), то Платон Лебедев выйдет на свободу в июле. Сам он, как и в прошлый раз, в заседании суда не участвовал и находился в колонии.

"Мы ожидали худшего", — признавались адвокаты, принимая в фойе у зала заседаний поздравления четырех присутствовавших журналистов.

Судья Распопов ничего комментировать не стал, но, выйдя из зала, улыбался — возможно, это была улыбка вежливости, а может быть, улыбка человека, довольного собой.

Это было уже второе рассмотрение Вельским судом дела о снижении срока Лебедеву в связи с либерализацией уголовного законодательства. В августе председатель Вельского районного суда Виктор Иванов снизил Платону Лебедеву наказание до 9 лет и 8 месяцев, и, если бы решение не было обжаловано, Лебедев вышел бы на свободу уже в марте 2013 года. Но решение, конечно же, было обжаловано, и Архангельский областной суд отменил его как "чрезмерно мягкое".

"Я зашел к нему в кабинет после процесса и сказал: "Я хочу пожать вашу руку. Я от вас этого не ожидал", — вспоминает Владимир Краснов. — И тогда он мне ответил: "Никто не ожидал".

Это "никто не ожидал" — единственный, пожалуй, на сегодняшний день публичный комментарий председателя Вельского районного суда. После этого решения Виктор Иванов — судья с 1982 года, а председатель с 1989-го — стал героем либеральной части российского общества, хотя, например, согласно базе Rospravosudie, за последние три года из 78 рассмотренных лично им дел не было вынесено ни одного оправдательного приговора.

"Судья Иванов — очень закрытый человек, — рассказывает руководитель местной независимой газеты "Вельск-Инфо" Константин Мамедов. — У него неплохая репутация в городе, нельзя сказать, что он судит не по справедливости. Но он очень замкнутый и не любит общаться". Мотивы, которые побудили Виктора Иванова вынести решение о сокращении срока Платону Лебедеву до сегодняшнего дня были главной интригой этой истории. "Мое мнение такое: решение Иванова — это сбой системы", — говорит адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов.

С сегодняшнего дня в деле появилась еще одна интрига — что подвигло Распопова, которого в июле 2011 года не убедили поручительства многих известных общественных деятелей и не растрогало письмо дочери Лебедева, не пойти на поводу у обвинения.

"Мы, честно говоря, надеялись на Распопова в деле по УДО, — вспоминает Краснов. — Его возраст и стаж достаточны для почетной отставки. Он же мог написать два заявления: об освобождении по УДО и о добровольной отставке. Приговор бы все равно отменили, а он бы на всю жизнь стал бы героем и прославил бы город". В этот раз на Распопова уже не надеялись — а он удивил.

Возможно, Распопов не захотел сильно противоречить решению по этому делу своего непосредственного начальника — председателя Вельского районного суда Иванова, а может быть сыграло роль общественное мнение в городе. После отказа Лебедеву в УДО местные информационные сайты переполнились критическими комментариями в адрес Распопова, самые спокойные из которых были "стыдно за малую родину".

Люди, близко знакомые с окружением Николая Михайловича ("У нас город маленький, все так или иначе друг друга знают") рассказывали, что его друзья критиковали решение не отпустить экс-главу Менатепа по УДО, задавали бесконечные вопросы на эту тему, что судью "очень раздражало".

Не исключено, что свою роль сыграло и уничижительно-оскорбительное заявление политолога Маркова о районном суде Вельска. Марков предположил, что мотивом постановления Иванова могло быть получение взятки: "Сторонники Юкоса, Ходорковского, Лебедева каким-то образом добрались до этого суда нижней инстанции, там кого-то подкупили, коррумпировали, каким-то образом добились, пролоббировали, а когда дело дошло до верхней инстанции, то дело прихлопнули". В Вельске на такое заявление обиделись, и издатель местной независимой газеты "Вельск-Инфо" Константин Мамедов даже обратился в следственные органы с просьбой проверить заявление политолога. "Больше всего меня обидел хамский тон по отношению к нашему Вельскому суду, как будто это какой-то провинциальный суд, который легко можно купить", — объясняет Мамедов.

Газета "Вельск-Инфо" ведет свою статистику судов: за двадцать три года своего существования журналисты выступали ответчиками в процессах о защите чести и достоинства 76 раз. 72 процесса они выиграли, 2 проиграли и еще по двум было заключено мировое соглашение. Некоторые решения в пользу независимого местного СМИ принимал Распопов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий