четверг, 15 ноября 2012 г.

Петербург заселяют обитатели киберпространства

Фото: incubusproject Текст: Вероника Комарова

29-летний архитектор Максим в свободное от работы время заселяет Петербург обитателями киберпространства: под именем Incubus project он клеит на стены масштабные постеры-коллажи с изображением роботов-киборгов, индустриальных машин и непонятных геометрических конструкций, зачастую напоминающих объемные архитектурные чертежи.  

Сам же автор утверждает, что у его работ нет какого-то определенного посыла или идеи: "Это такой отработанный стиль, определенное видение пространства". В беседе с PublicPost художник рассказал, как архитектурные навыки помогают ему создавать стрит-арт, почему он любит работать в Берлине и дистанцирует себя от российской граффити-тусовки.

Тогда

Раньше у нас была целая команда из нескольких человек. Постепенно все отказались, занялись какими-то другими делами, и в итоге я остался один. Из той эпохи осталось и название — Incubus project. Как бренд. Это пришло из компьютерно-кибернетического мира. Никак не связано с рок-группой Incubus.

Поначалу это было просто дурацкое увлечение. Я учился, катался на скейте, была у нас такая тусовка бездельников. Я был художником и рисовал, а потом в городе мы как-то увидели маленькие трафаретики и подумали: "Круто, надо попробовать тоже сделать что-то такое". Трафареты наши поначалу были очень смешные, какие-то мы тупо копировали. Семнадцать лет, наверное, мне было тогда. Потом начали появляться эксклюзивные трафареты, которые я уже сам рисовал. У нас не было никаких корыстных целей как-то прославиться за счет этого, просто круто проводили время. Как только становилось тепло и наступали белые ночи, я брал папку с трафаретами и мы с другом шли и до шести утра занимались фристайлингом — таким уличным перформансом. Это была чистая импровизация, никаких эскизов: находили стену и начинали под нее подстраиваться.  

Сейчас все немного изменилось — трафаретами как таковыми я больше не пользуюсь, это неудобно и долго. Трафарет удобен только для маленьких рисунков. А у нас одна стена обычно занимает часа три. А ночной Питер постоянно патрулируют полицейские машины — каждые 15-20 минут машина проезжала мимо нас. Приходилось быстро все собирать и сматываться каждые 20 минут. И так на протяжении трех часов. Очень выматывало, да и попадались много раз. В общем, было весело.

Сейчас

Сейчас я перешел на постеры, которые  дома самостоятельно рисую теми же трафаретами или маркерами. Мне это больше нравится. Постеры сами по себе очень большие, я их рисую в среднем недели две-три. Потом, когда понимаю, что все готово — нахожу место и клею. Сам процесс нанесения на стену занимает минут десять.  

Я бы не хотел этим заниматься профессионально. В коммерцию я никогда не уходил. На заказ почему-то всегда получается не круто. Что-то не то, какая-то принудительность, самому не интересно становится. Мне нравится работать в экстремальной уличной обстановке. Это такой вид спорта, без этого я начинаю чахнуть.

В Америке или Германии художники способны открывать частные галереи и на этом зарабатывать деньги. А у нас никто не будет покупать работы, так как спроса нет.

Сейчас я еще начал делать объемные галерейные инсталляции.  На улицах я тоже пробовал такое делать, но когда на следующее утро они исчезали, мне становилось грустно.

О форме и содержании

Я и сам часто об этом думаю, откуда все это взялось вообще? Когда я начал ходить на подготовительные курсы, мы там рисовали всякую ручную графику, кибернетику. Наверное, это и повлияло на меня. Я почувствовал, что у меня хорошо получаются такие пространственные композиции и подумал: "Круто!" Наверное, это можно назвать дизайном. В свое время я очень увлекался книгами по архитектуре, архитекторами, которые не только дома строят, но и делают графические работы. Я сейчас на это ориентируюсь, мне нравится работать над формой.

Посыла как такового в этих постерах нет. Мне не интересно вкладывать какую-то глобальную идеи в свои работы. Это отработанный стиль, определенное видение пространства.

В политические темы тем более не лезу — это мейнстрим, это круто, народ хавает, но у меня нет цели сделать популярную работу, которая бы нравилась всем. Может, это большой недостаток, но такая программа для меня не работает. Не лезу ни в какую политику, никуда. Что-то это не мое, копаться там.

О месте

Конечно же, очень тщательно подбираем место. Глаз уже прицелился — иду по улице, вижу стену, и в голове уже придумывается идея, что там можно нарисовать. Бывает, стены могут по два года в голове сидеть.

Мне в Берлине очень нравится работать, в Берлине круто. Там уже есть много всего, много работ, очень много постеров.  Публика уже подготовлена — есть люди, которые могут прийти и сказать: "Вау, вот это да!" Конкуренция, конечно, тоже есть, но это и интересно, это подстегивает. Но, с другой стороны, там все это очень жестко контролируется, в разы жестче, чем у нас. Россия — страна коррупционная, тут все легко решается — дал взятку три тысячи, и тебя отпустили. А там ты даже не посмеешь такое предложить, если заметят, будут большие проблемы — штрафы, аресты, могут и депортировать или на месяц в тюрьму. Как раз оттуда я и перенял постеры — им нужно быть осторожными и работать быстро, чтобы тебя не забрали.

О людях

Прохожие все очень классно реагируют, останавливаются и говорят: "Не знаю что это, но выглядит красиво".

От наших графитчиков я держусь стороной. Мне все эти граффити не нравятся, скукотища. Я съездил в прошлом году на одно такое мероприятие — очень быстро сбежал оттуда и зарекся, что никогда больше не буду в этом участвовать. В России все эти люди (графитчики и уличные художники) какие-то заносчивые, закрытые, все сами по себе, все в себе. Считают, что они такие суперклассные ребята. Я не вписываюсь в такое. Просто не чувствую рядом с ними энергетику.

Я работал с иностранцами в Праге и Берлине — они там абсолютно простые, свободно идут на контакт. Из Бруклина год назад художник приезжал, Габриел Спектор, мы с ним совместно клеили постер. Было очень круто наблюдать за ним, он так профессионально к этому всему подходит.

Да и работы мои стоят особняком от всего этого. Я рисую не граффити. У меня стрит-арт в более в широком понимании этого жанра — это и стена, и галерея, и объект, и постер, и трафарет, и рисунок карандашом.

На выставке "Голос улиц" Incubus project представит два масштабных холста на тему "изнанка общества потребления".

Комментариев нет:

Отправить комментарий